Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Информация и решения ФАС / РЕШЕНИЕ от 22 января 2018 г. по делу N 18/44/105/54

РЕШЕНИЕ от 22 января 2018 г. по делу N 18/44/105/54


РЕШЕНИЕ

от 22 января 2018 г. по делу N 18/44/105/54

 

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0357100012817000032) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

 

установила:

 

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в неправомерном размещении документации о Запросе предложений в ЕИС в формате, не позволяющем копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.

Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 30.11.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 447 507 500 рублей;

4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;

5) к участию в Запросе предложений допущен 1 участник закупки;

6) победителем Запроса предложений признано ООО "Опрстрой" с предложением о цене контракта 447 507 500 рублей.

1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещена документация о Запросе предложений в формате, не позволяющем копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).

Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещена документация о Запросе предложений в формате, не позволяющем копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.

Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют частям 2, 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки и по указанным основаниям не отклонялись.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.

В Таблице 1 Приложения N 2 к Техническому заданию части III документации о Запросе предложений установлены, в том числе показатели товаров, которые подлежат указанию участниками закупки в своих заявках, например:

- товар "Плита тип 1": "Прочность при изгибе должна быть не менее 0,20 МПа. Влажность плиты должна быть не более 12%";

- товар "Проволока ГОСТ 9727-80": "Разрывное усилие (проволоки) должно быть не менее 1085 кгс. Усилие, соответствующее условному пределу текучести (проволоки) должно быть не менее 985 кгс. Относительное удлинение (проволоки) должно быть не менее 3,0%. Линейная плотность (проволоки) должна быть не более 0,144 кг";

- товар "Плита тип 3": "Водопоглощение бетона плитки должно быть не более 6% по массе";

- товар "Воздуховод тип 1": "Временное сопротивление разрыву должно быть 255*90 МПа. Относительное удлинение при длине 80 мм должно быть не менее 21%" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации о Запросе предложений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров в документации о Запросе предложений, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.

3. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил, правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений не установлены иные критерии, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В документации о проведении Запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок участников Запроса предложений:

1) Цена контракта - значимость критерия 60%.

2) Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40% (далее - Критерий N 2).

В соответствии с документацией о Запросе предложений оценка заявок по Критерию N 2 осуществляется с учетом следующих показателей:

- "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) - 65%.

- "Деловая репутация участника закупки" - 35%.

Оценка по Показателю N 1 осуществляется следующим образом:

"а) Документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы б) и уровню шкалы в) или г) или д) - 0 баллов.

б) Предоставлены сведения о наличии одного и более договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, исполненных в 2015-2017 г.г., на общую сумму 40 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы. Предоставлены сведения о наличии одного и более исполненных в 2015-2017 г.г. договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, стоимость каждого из которых составляет 10 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы 50 баллов.

в) Предоставлены сведения о наличии одного и более договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, исполненных в 2015-2017 г.г., на общую сумму 80 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы. Предоставлены сведения о наличии одного и более исполненных в 2015-2017 г.г. договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, стоимость каждого из которых составляет 20 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы 50 баллов.

г) Предоставлены сведения о наличии одного и более договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, исполненных в 2015-2017 г.г., на общую сумму 120 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы. Предоставлены сведения о наличии одного и более исполненных в 2015-2017 г.г. договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, стоимость каждого из которых составляет 30 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы 75 баллов.

Предоставлены сведения о наличии одного и более договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, исполненных в 2015-2017 г.г., на общую сумму 160 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы. Предоставлены сведения о наличии одного и более исполненных в 2015-2017 г.г. договоров/контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства, стоимость каждого из которых составляет 40 млн. руб. и более, и представлены подтверждающие документы 100 баллов".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком, Уполномоченным органом порядке оценки по указанным показателям отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации о Запросе предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно части 13 статьи 83 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.

В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений.

Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.

На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата вскрытия конвертов с заявками участников закупки - 18.01.2018, дата вскрытия конвертов с окончательными предложениями участников закупки - 19.01.2018.

Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом не размещены в единой информационной системе выписка из протокола проведения вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений, протокол подведения итогов Запроса предложений.

Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 13, 16 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 83, пунктов 3, 7 части 6 статьи 83, частей 13, 16 статьи 83 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 22.01.2018 по делу N 18/44/105/54 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.