Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Информация и решения ФАС / РЕШЕНИЕ от 16 октября 2017 года № 4681/03

РЕШЕНИЕ от 16 октября 2017 года № 4681/03


Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Герасимова М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика – Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» – директора учреждения ….;

- уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – … (доверенность № … от ….);

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» (173015, Великий Новгород, ул. Прусская, д. 22) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» (173007, Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3; далее - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли») при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.09.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

29.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» на действия заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Установленные заказчиком значения показателей нестоимостного критерия оценки заявок участников закупки «Квалификация участника открытого конкурса» создают преимущества группе проектных организации, имеющих 20 и более лет опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема с требуемыми работами, а также имеющих более 91 сотрудника с профильным образованием в сфере предмета конкурса.

2. В конкурсной документации указаны исходные данные, предоставляемые заказчиком:

- Распоряжение Администрации Новгородского муниципального района №1995-рз от 28.06.2017 «О выдаче разрешения на использование земельного участка»;

- Распоряжение Администрации Новгородского муниципального района №2353-рз от 21.07.2017 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка»;

- Технические условия на примыкание к МФЗ автодороги представляется Заказчиком при заключении контракта на проектирование автодороги;

- Технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги предоставляется Заказчиком при заключении контракта на проектирование;

- Выкопировка Генерального плана Трубичинского сельского поселения (по запросу).

При этом, в составе конкурсной документации, размещенной на официальном сайте, отсутствуют: технические условия на электроснабжение, технические условия на примыкание к МФЗ автодороги М-11, согласование и технические условия на подсоединение к строящейся трассе М-11, решение уполномоченного органа местного самоуправления «О подготовке проекта планировки территории Трубичинского сельского поселения в связи с размещением объекта строительства – автомобильной дороги», а также согласование проектирования и строительства подъездной дороги с Управлением Государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

По мнению подателя Жалобы, перечисленные документы в обязательном порядке должны были быть размещены на официальном сайте вместе с конкурсной документацией.

3. ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» в адрес заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» был направлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации.

По мнению ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ», данный ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» ответ на данный запрос является формальным.

Так, в данном ответе указано, что при определении квалификации трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, как профильное образование будет учитываться только специальность инженер-строитель.

При этом другие специальности, которые также задействованы в разработке проектной документации, не будут учитываться при оценке заявок участников конкурса.

Также, в данном ответе на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, заказчик - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» согласился с рядом доводов, приведенных ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» и указал, что по данным позициям будут внесены изменения в конкурсную документацию.

Однако, на момент подачи Жалобы (29.09.2017) данные изменения в конкурсную документацию внесены не были.

Кроме того, в нарушение требований Закона о контрактной системе, заказчик - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» не разместил на официальном сайте запрос на разъяснение положений конкурсной документации и ответ на данный запрос в установленный Законом о контрактной системе срок.

На основании вышеизложенного, ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» просит выдать заказчику - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 5842 от 04.10.2017 Новгородского УФАС России).

1. Критерии оценки заявок по квалификации участника закупки учитывают требования к участникам конкурса с достаточной шкалой градации для разработки проектно-сметной документации при сжатых сроках проектирования и не ограничивают права участников.

2. При заключении контракта подрядчику будут предоставлены все необходимые исходные данные.

3. Изменения в конкурсную документацию, в соответствии с ответом ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли», были внесены в рамках сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» поддержала доводы возражений на нее в полном объеме, при этом устно отметила, что заказчиком не оспариваются доводы Жалобы о нарушении сроков размещения на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации.

Уполномоченный орган – Департамент письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрений Жалобы представитель Департамента устно отметил, что доводы Жалобы не относятся к компетенции уполномоченного органа.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В сентябре-октябре 2017 года заказчиком – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» и уполномоченным органом – Департаментом осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству подъездной дороги к музейно-туристскому комплексу «Онег» (в составе туристско-рекреационного кластера «Старорусский»), извещение № 0150200000617000634 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.09.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 000 000,00 рублей).

Документация о рассматриваемом открытом конкурсе (редакция № 3) (далее – Документация) утверждена директором ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» ….

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядокоценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» в пункте 15.5 Документации установил следующие критерии оценки заявок участников конкурса: цена контракта (стоимостной критерии оценки) – 60%; квалификация участника открытого конкурса (нестоимостной критерии оценки) – 40%.

При этом, содержание критерия «Квалификация участника открытого конкурса» раскрывают два показателя: «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности» (величина значимости показателя - 60 баллов) и «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» (величина значимости показателя - 40 баллов).

Оценка заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности» производится в следующем порядке:

Опыт работ от 1 до 2 лет - 10 баллов

От 3 до 6 лет - 30 баллов

От 7 до 14 лет – 40 баллов

От 15 до 19 лет – 50 баллов

От 20 лет и выше -100 баллов

При отсутствии сведений в предложении участника конкурса по данному показателю, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения – предложению участника по данному показателю присваивается 0.

Оценка заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» производится для каждой заявки по шкале оценки:

наличие высшего профильного образования в сфере предмета конкурса:

менее 5 сотрудников – 3 балла;

от 5 до 9 сотрудников – 5 баллов;

от 10 до 15 сотрудников – 10 баллов;

от 16 и до 30 сотрудников– 20 баллов;

от 31 до 50 сотрудников – 30 баллов;

от 51 до 70 сотрудников – 40 баллов;

от 71 до 90 сотрудников – 50 баллов;

от 91 и более сотрудников - 100 баллов.

По мнению подателя Жалобы, количество присуждаемых по вышеуказанным показателям баллов в зависимости от предоставляемых сведений установлено заказчиком в нарушение принципа обеспечения конкуренции и приводит к ограничению числа участников закупки.

ООО «Институт Новгородпроект» считает необходимым установить для данных показателей следующую шкалу оценки:

- «Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема с учетом правопреемственности»:

- от 1 до 2 лет – 10 баллов;

- от 3 до 6 лет – 30 баллов;

- от 7 до 14 лет – 40 баллов;

- от 15 до 19 лет – 50 баллов;

- от 20 лет и выше – 100 баллов;

- «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)»:

- менее 5 сотрудников – 3 балла;

- от 5 до 9 сотрудников – 5 баллов;

- от 10 до 15 сотрудников – 10 баллов;

- от 16 до 30 сотрудников – 20 баллов;

- от 31 до 50 сотрудников – 30 баллов;

- от 51 до 70 сотрудников – 40 баллов;

- от 71 до 90 сотрудников – 50 баллов;

- от 91 и более сотрудников – 100 баллов.

Исследовав данный довод Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Заказчик самостоятельно определяет в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусматривает формулу либо шкалу расчета количества баллов с учетом положений Закона о контрактной системе, Правил, а также особенностей объекта закупки.

При этом, отсутствие у подателя Жалобы предельного опыта выполнения работ (от 20 лет и выше) или наибольшего количества специалистов с профильным образованием (от 91 и более сотрудников) не лишает его возможности подать заявку на участие в конкурсе и быть признанным её победителем за счет получения дополнительной оценки по иным критериям и показателям (в частности, цены контракта).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Предложенный ООО «Институт Новгородпроект» порядок оценки заявок по вышеуказанным показателям критерия «Квалификация участника открытого конкурса» является лишь субъективным усмотрением, выражающим пожелания подателя Жалобы, не основанные на положениях действующего законодательства о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 48 ГрК в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Из вышеуказанных положений ГрК следует, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании и в соответствии с техническими условиями.

Заказчик при проведении рассматриваемого конкурса должен был обеспечить соответствие документации о закупке положениям ГрК и требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и с этой целью включить в состав Документации предусмотренные действующим законодательством о градостроительной деятельности документы и сведения, с которыми участники закупки должны ознакомиться для выполнения работ по предмету конкурса, в частности, технические условия подключения к инженерным сетям.

В соответствии с пунктом 14 задания на проектирование (Приложение № 4 к Документации; далее – Задание на проектирование) проектно-сметную документацию необходимо выполнить в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

Постановление № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение).

Из анализа Положения следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Так, согласно пункту 16 Положения проектная документация должна содержать характеристику источников электроснабжения в соответствии с техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения общего пользования.

В соответствии с пунктом 10 Задания на проектирование правоустанавливающими документами (исходными данными), предоставляемыми заказчиком, являются, в частности, технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги.

В этом же пункте указано, что данные технические условия предоставляются заказчиком при заключении контракта на проектирование.

Таким образом, данные технические условия не были размещены заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» на официальном сайте в составе Документации.

Отсутствие в Документации указанных документов свидетельствует о ее неполноте и недостаточной информативности, что может негативно повлиять на принятие участниками закупки решения об участии в ней, а впоследствии осложнить выполнение работ, являющихся объектом закупки победителем конкурса, который будет ознакомлен с данными необходимыми техническими условиями лишь при заключении контракта.

При этом, на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению Жалобы представитель заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» устно отметила, что по состоянию на момент размещения Документации на официальном сайте, а также на момент рассмотрения Комиссией Новгородского УФАС России Жалобы, технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги у заказчика отсутствуют. Заказчик планирует получить данные технические условия непосредственно к моменту подписания контракта с победителем рассматриваемого конкурса.

Следовательно, Документация не содержит в полном объеме необходимых для изготовления проектной документации исходных документов и сведений (отсутствуют технические условия на электроснабжение для электроосвещения автодороги).

Кроме того, в пункте 10 Задания на проектирования указано, что технические условия на примыкание к МФЗ автодороги представляется заказчиком при заключении контракта на проектирование автодороги.

При этом, ознакомившись с пояснениями заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» Комиссия Новгородского УФАС приходит к выводу о том, что данные сведения и информация не являются техническими условиями в понятии ГрК.

Как было указано выше, под техническими условиями понимается присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

В данном случае, под техническими условиями на примыкание к МФЗ автодороги заказчиком имеются ввиду сведения и информация, которые определяют координаты, границы проектирования, границы примыкания, генеральный план зоны проектирования.

Данные сведения и информация необязательны к размещению на официальном сайте в составе Документации, поскольку не являются техническими условиями, определяющими подключение к каким-либо инженерным сетям.

Также из положений ГрК не следует обязанность заказчика размещать на официальном сайте в составе конкурсной документации в качестве обязательной основы для проектирования иные документы и информацию, указанные в Жалобе (согласование ГК «Автодор» на присоединение к строящейся трассе М-11, решение уполномоченного органа местного самоуправления «О подготовке проекта планировки территории Трубичинского сельского поселения в связи с размещением объекта строительства – автомобильной дороги», согласование проектирования и строительства подъездной дороги с Управлением Государственной охраны культурного наследия Новгородской области).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении требований к содержанию документации о проведении открытого конкурса (отсутствие в составе размещенной на официальном сайте Документации технических условий на электроснабжение для электроосвещения автодороги).

Следовательно, данный довод Жалобы является обоснованным только в части отсутствия в Документации технических условий на электроснабжение.

3. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

21.09.2017 ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» в адрес заказчика - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» был направлен запрос о даче разъяснений положений Документации (исх. № 538 от 21.09.2017 ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ»; вх. № 122 от 21.09.2017 ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли»).

Заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» 25.09.2017 был дан ответ на вышеуказанный запрос (исх. № 402 от 25.09.2017 ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли»; вх. № 324 от 25.09.2017 ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ»).

Заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» были даны разъяснения по всем поставленным в запросе о разъяснении положений Документации вопросам.

При этом, в данном ответе ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» согласилось с рядом доводов ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» и указало, что по данным позициям в Документацию будут внесены изменения.

Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.

Согласно Документации в ее первоначальной редакции (№ 1 от 18.09.2017), дата и время окончания срока подачи заявок – 09.10.2017.

03.10.2017 заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» было принято решение о внесении изменений в Документации с учетом ответа на запрос ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» о разъяснении положений Документации.

Данные изменения были размещены на официальном сайте 03.10.2017.

Следовательно, заказчиком изменения в Документацию были внесены в рамках срока, установленного частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Тот факт, что ООО «Институт «НОВГОРОДПРОЕКТ» не устроил ответ заказчика на направленный им запрос, не представляет собой нарушение Закона о контрактной системе.

Заказчик обязан ответить на поступивший запрос о разъяснении положений конкурсной документации в установленные сроки. При этом, данные им разъяснения не должны изменять суть конкурсной документации.

В случае несогласия с ответом заказчика, участник закупки вправе обжаловать положения конкурсной документации в порядке и сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе.

При этом, 04.10.2017 заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» было принято решение о повторном внесении изменений в конкурсную документацию.

В частности, в отношении показателя «Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для выполнения работ (штатных единиц)» было указано, что предметом оценки по данному показателю является количество специалистов участника закупки, привлекаемых к выполнению работ, являющихся объектом закупки, удовлетворяющих следующим требованиям: наличие высшего профильного образования в сфере предмета конкурса,с соответствующей квалификацией: инженер, инженер-конструктор, эколог, инженер-строитель, архитектор, инженер-электрик, инженер-технолог, горный инженер, инженер-химик-технолог, архитектор-дизайнер.

То есть, заказчиком было принято решение о более широкой трактовке того, каким профильным образованием должны обладать специалисты, имеющиеся в трудовом штате участника конкурса.

При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Как было указано выше, заказчиком - ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» ответ на запрос о разъяснении положений Документации был дан 25.09.2017.

Таким образом, данные разъяснения должны были быть размещены на официально сайте не позднее 26.09.2017 (включительно).

Однако, фактически разъяснения были размещены на официальном сайте только 03.10.2017.

Как было указано выше, заказчиком данной закупки является ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли», уполномоченным органом является Департамент.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Новгородской области от 30.12.2013 N 548 (ред. от 15.05.2017) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» (далее – Постановление Правительства Новгородской области № 548) Департамент наделен полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Новгородской области, государственных областных казенных учреждений, государственных областных бюджетных учреждений, государственных областных унитарных предприятий при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, за исключением закупок, осуществляемых государственными областными казенными и бюджетными учреждениями здравоохранения на основании пункта 1-1 постан